При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных изменений: увеличивается число клеток, масса, размера. Это свойство живых организмов называется:
Рецессивная гомозигота по аллелям первого гена и гетерозигота по аллелям второго гена может иметь буквенное обозначение генотипа:
Для перевода большинства генов в гомозиготное состояние в селекции применяют:
Формулой 2n2c (n — набор хромосом, c — количество хроматид) описывается содержание генетической информации в клетке человека во время:
а — пресинтетического (G1) периода интерфазы
б — окончания синтетического (S) периода интерфазы
в — поздней телофазы мейоза І
г — метафазы мейоза II
д — анафазы митоза у каждого полюса клетки
Определите животное по описанию:
— тело покрыто роговыми чешуями;
— челюсти снабжены зубами;
— оплодотворение внутреннее;
— развитие прямое.
Путь эволюции, связанный со снижением морфофизиологической организации, редукцией ряда органов и их систем в результате приспособления организмов к более простым условиям существования, называется:
Малый прудовик:
а — дышит атмосферным воздухом
б — обитает в мелководьях водоемов
в — развивается с полным метаморфозом
г — является гермафродитом
Найдите два понятия, которые являются общими для процессов фотосинтеза и клеточного дыхания:
а) РНК-полимераза, б) фотосистема, в) АТФ г) темновая фаза, д) вода.
Укажите стадию жизненного цикла кукушкина льна, обозначенную на схеме цифрой 4:
При оказании доврачебной помощи пострадавшему с вывихом следует:
Угроза обморожения выше при морозной погоде с сильным ветром, чем в безветренную погоду. Это пример:
Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Кувшинка белая:
(1)Цветки у кувшинки белой плавающие, одиночные, белые, крупные (до 20 см в диаметре). (2)Цветет она с июня до сентября, цветки опыляются насекомыми. (З)Опыленные цветки погружаются в воду, где происходит созревание и разрушение плода (на следующий год в августе — сентябре). (4)Плоды у кувшинки шарообразные, многосемянные, с крупным мешковидным выростом. (5)Кувшинка произрастает в водоемах, богатых биогенными элементами. (6)Она встречается в озерах, каналах, заводях рек с медленно текущей водой на глубине до 2,5 м.
Скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы называется:
У человека праворукость (Р) доминирует над леворукостью (р), свободная мочка уха (R) — над сросшейся (r). У праворуких родителей, имеющих свободную мочку уха, ребенок леворукий и со сросшейся мочкой уха. Укажите
генотипы родителей:
Охарактеризуйте форму естественного отбора, общая схема действия которой показана на рисунке:
а) среднее значение нормы реакции признака остается константным; б) способствует сохранению существующего вида; в) закрепляет новые адаптивные генотипы в популяции; г) вызывает смещение вариационной кривой признака в конкретном направлении; д) действует против особей с крайними значениями признаков.
Укажите неверное для мочевыделительной системы человека утверждение:
Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками:
1) тонкая кишка
2) толстая кишка
а) отличается большим диаметром и наличием типичных вздутий
б) открываются протоки двух крупных желез, одна из которых является железой смешанной секреции
в) является самым длинным отделом пищеварительного тракта
г) происходит всасывание воды, минеральных солей и некоторых синтезированных микрофлорой витаминов
д) эпителий образует много ворсинок, которые увеличивают площадь поверхности для всасывания питательных веществ
1) 1абгд; 2в;
2) 1бгд; 2ав;
3) 1бвд; 2аг;
4) 1ав; 2бгд.
Ответ:
Установите личность ученого и запишите только фамилию:
— русский естествоиспытатель, живший в 1863—1945 гг.;
— основоположник комплекса наук о Земле — биогеохимии, радиологии, гидрогеологии;
—создатель учения о биосфере, основные положения которого изложены в его книге «Биосфера», опубликованной в 1926 г.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) ель; 2) астра; 3) рогоз; 4) малина; 5) кладония; 6) шиповник.
Ответ:
Определите суммарное количество водородных связей, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями участка молекулы ДНК, если одна из цепей имеет нуклеотидную последовательность:
ЦАГ ААГ ТЦГ ЦГА
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 64 потомка, среди которых 4 черных цыпленка без хохла, 8 — пестрых без хохла, 12 — белых хохлатых. Сколько черных хохлатых цыплят было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Ответ:
Выберите два примера модификационной изменчивости:
1) уменьшение надоев молока при изменении качества корма
2) рождение ребенка с синдромом Дауна у здоровых родителей
3) увеличение количества эритроцитов в крови человека при переселении в горы
4) рождение резус-отрицательного ребенка у резус-положительных гетерозигот
5) появление мух с зачаточными крыльями в популяции длиннокрылых гомозиготных дрозофил
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
Укажите три признака, верно характеризующие инсулин организма человека:
1) имеет белковую природу
2) синтезируется в коре надпочечников
3) повышает содержание глюкозы в крови
4) стимулирует превращение глюкозы в гликоген
5) вырабатывается клетками поджелудочной железы
6) при снижении его выработки развивается бронзовая болезнь
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Выберите два признака, которые являются общими для эвглены зеленой и хлореллы:
1) бесполое размножение
2) половой процесс - конъюгация
3) передвижение с помощью ресничек
4) являются эукариотическими организмами
5) непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
Исходя из особенностей эмбрионального развития предложенных организмов, выберите трех вторичноротых животных:
1) печеночный сосальщик;
2) пескожил;
3) тетерев;
4) тритон;
5) семга;
6) овод.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Составьте последовательность возникновения структур (процессов) животных в ходе эволюции:
1) плацента
2) грудная клетка
3) внутриклеточное пищеварение
4) костно-хрящевой эндоскелет
5) окологлоточное нервное кольцо
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
У удава окрас пятен на теле определяется двумя генами, один из которых локализован в аутосоме, а другой — в Z-хромосоме. Для появления коричневых пятен необходимо наличие доминантных аллелей обоих генов. Все остальные варианты генотипов приводят к развитию желтых пятен, в эксперименте скрестили чистые линии удавов: самку с коричневыми пятнами и рецессивного по обоим генам самца с желтыми пятнами. Затем гибриды скрестили между собой, при этом было получено 48 яиц. Рассчитайте, из скольких яиц вылупятся самцы с коричневыми пятнами, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
В экосистеме консументы второго порядка запасают 2 · 105 кДж энергии. Сколько процентов от валовой первичной продукции запасается в виде чистой первичной продукции, если известно, что продуценты данной экосистемы поглощают 8 · 109 кДж солнечной энергии, а КПД фотосинтеза составляет 1%? Переход энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом 10 %.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Составьте последовательность возникновения структур животных в ходе эволюции:
1) губчатые легкие
2) волосяной покров
3) членистые конечности
4) кожно-мускульный мешок
5) головной мозг из пяти отделов
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Укажите примеры аллопатрического видообразования:
1) появление двух подвидов полевки обыкновенной на разных берегах реки Волги;
2) образование подвидов ивы козьей на основе естественно протекающей полиплоидии;
3) образование подвидов лютика едкого в результате пространственного разделения ареала;
4) существование на сенокосном лугу сезонных рас очанки лекарственной, различающихся по срокам цветения;
5) образование в пределах общего ареала рас козявки ивовой (жук-листоед) из-за изменения пищевой специализации.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 14.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток сердечника, содержащих разное количество хромосом:
1) 17; 2) 24; 3) 32; 4) 14; 5) 15; 6) 46; 7) 48; 8) 8.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида сердечника 16 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Схватив горячую сковородку, человек непроизвольно выпустил ее из рук. Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, используя все предложенные элементы:
1) передние спинномозговые корешки;
2) дендрит чувствительного нейрона;
3) задние спинномозговые корешки;
4) чувствительные окончания кожи;
5) аксон вставочного нейрона;
6) спинномозговой ганглий;
7) скелетные мышцы
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 7413256.
Ответ:
Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых приведены сведения, относящиеся к физиологическому критерию вида Кожанок северный:
(1) Кожанок северный — это летучая мышь с длиной тела 45–64 мм и массой 8–18 г. (2) Он обитает как в сплошных лесных массивах с небольшим количеством открытых пространств, так и в местностях с разреженными участками леса. (3) Летом в качестве убежищ использует постройки человека, поселяясь за ставнями, наличниками, обшивкой стен, карнизами. (4) Пищевой рацион кожанка составляют ночные бабочки, жуки и другие насекомые. (5) Он вылетает на охоту сразу после захода солнца, кормится на протяжении всей ночи. (6) В мае−июне самки группируются в материнские колонии, в июне — июле у них появляются по 1–2 детеныша. (7) Кожанок северный занесен в Красную книгу Республики Беларусь.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Ответ:
Укажите верные утверждения:
1) стенобионты — организмы, имеющие узкие пределы выносливости;
2) представители нектона имеют хорошо развитую мускулатуру, обтекаемую форму тела, эластичные кожные покровы;
3) орографические абиотические факторы подразделяют на физические и химические, примером последних является кислотность почвы;
4) при отсутствии дефицита воды эффективной защитой растений от перегрева может быть усиленная транспирация благодаря большому количеству устьиц в листьях;
5) у светолюбивых растений в листовых пластинках столбчатая паренхима обычно развита слабо и представлена одним слоем клеток, хлоропласты крупные, много межклетников;
6) у ксерофитов тонкие листовые пластинки с постоянно открытыми устьицами, у некоторых имеются специфические «водяные устьица», через которые вода выделяется в капельно-жидком состоянии.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Ответ:
Определите систематическое положение ландыша майского, начиная с самого низкого ранга, расположив по порядку шесть подходящих элементов из приведенных:
1) род Ландыш;
2) царство Растения;
3) отряд Двудольные;
4) класс Однодольные;
5) вид Ландыш майский;
6) семейство Спаржевые;
7) тип Ядовитые растения;
8) отдел Покрытосеменные.
Ответ:
Установите соответствие:
A) автогетеротрофный тип питания
Б) бесполое размножение зооспорами
B) имеются сократительные вакуоли и светочувствительный глазок
Г) наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК, расположенной непосредственно в цитоплазме
1) столбнячная палочка
2) хламидомонада
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2.
Ответ:
Классифицируйте полевого шмеля, начиная с самого высокого ранга, расположив по порядку пять подходящих элементов из предложенных:
1) род Шмель;
2) класс Насекомые;
3) отряд Двукрылые;
4) царство Животные;
5) тип Членистоногие;
6) класс Беспозвоночные;
7) отдел Открыточелюстные;
8) отряд Перепончатокрылые.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 65238.
Ответ:
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) еж;
2) олень;
3) мышь;
4) выдра;
5) горилла.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ: